Первое правило бухучета или что такое учетная политика

Изменение учетной политики

Принятую фирмой учетную политику применяют последовательно от одного года к другому. Однако это не означает, что ее нельзя менять.

Так, в статье 313 Налогового кодекса прямо указано, что «изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета».

Изменения в учетную политику для целей налогообложения фирма должна внести: либо с начала нового налогового периода (года), если изменились применяемые методы учета, либо с момента вступления в силу новых изменений законодательства о налогах и сборах. Изменение политики должно быть обоснованным. Его оформляют в таком же порядке, как и саму учетную политику, то есть приказом или распоряжением руководителя фирмы.

Если у фирмы отсутствует учетная политика для целей налогообложения, налоговые инспекторы могут оштрафовать ее на 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме того, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

Ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство не содержат норм, которые обязывают «упрощенцев» представлять в налоговые ведомства свою учетную политику. Это внутренний документ фирмы.

Вместе с тем во время налоговой проверки инспектор может истребовать необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ).

И учетная политика как раз входит в число таких «необходимых» документов (письмо УМНС РФ по г. Москве от 26 февраля 2004 г. № 21-09/12333). Стало быть, «упрощенцам» следует принять учетную политику.

Во-первых, для того чтобы избежать штрафа. Ведь инспекторы могут наказать фирму за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Во-вторых, с помощью учетной политики можно доказать правомерность учета имущества и операций в том порядке, который установила фирма.

Цели и значение

Учетная политика необходима прежде всего самой организации. Она помогает упростить выбор из ряда вариантов, установленных законом. С помощью грамотно составленной УП можно повысить эффективность работы предприятия, обезопасить от возможных ошибок, оптимизировать расходы и временные ресурсы, а также сделать отчетность более прозрачной. Бизнес, регулярно и тщательно составляющий учетную политику, привлекательнее для инвесторов, поскольку его деятельность подробно отражена в документе.

Оптимально подобранная политика учета влияет и на совокупность других факторов:

  • критерии бюджета организации;
  • прибыль;
  • налоги;
  • размер себестоимости товаров.

С помощью УП достигается формирование полного и достоверного отчета о компании, который впоследствии можно использовать для эффективного регулирования. Что еще важнее, правильно составленный документ позволяет защитить организацию от штрафов и исков от контролирующих органов. Например, прописанный вариант исчисления и уплаты налогов в ряде случаев помогает отстоять фирме свою правоту при спорах с налоговыми органами.

Значение УП сложно переоценить. Ее нередко называют внутренним законом компании, поскольку ее статус значительно выше, чем у иных внутренних документов. К тому же это единственная возможность для организации самостоятельно определить правила поведения в налоговых правоотношениях. Конечно, и в этом случае бухгалтер действует внутри законодательства, но при этом имеет право выбирать из нескольких вариантов.

Обязательные элементы учетной политики

Обязательные требования к составу учетной политики утверждены в п. 9 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н. Приведем эти положения и примеры к ним в таблице:

Что включить в Учетную политику Пример
Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок их признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета), и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности Оценка стоимости объектов на счете 21 «Основные средства в эксплуатации» должна быть установлена учетной политикой.

Варианты:1. Условная оценка: один объект, один рубль

2. По балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета Может быть в виде Приложения к учетной политике в форме:

1. Перечня счетов бухгалтерского учета, применяемых в учреждении, с полной бюджетной классификацией

2. Перечня применяемых счетов и порядка формирования полного кода счета

Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета Порядок проведения инвентаризации может быть закреплен:

1. В текстовой части Учетной политики

2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике

Формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов К примеру, в Приложениях к учетной политике можно предусмотреть форму Акта о ликвидации основного средства, иные формы документов, которые не предусмотрены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н
При ведении учета учреждением самостоятельно нужно утвердить: правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета В составе документов учетной политики могут быть утверждены, к примеру:

1. График документооборота со сроками и порядком обработки учетной информации

и (или):

2. Порядок взаимодействия структурных подразделений (ответственных лиц) по представлению первичных документов

При ведении учета централизованной бухгалтерией нужно утвердить: правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации В составе документов единой учетной политики при централизации учета нужно утвердить график документооборота со сроками и порядком обработки учетной информации
Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля может быть закреплен:

1. В текстовой части Учетной политики

2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике

Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты может быть закреплен:

1. В текстовой части Учетной политики

2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике

Иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета. Все необходимые элементы бухгалтерского учета, которые не закреплены в нормативных актах

Нужно ли ежегодно утверждать учетную политику

Когда в учетной политике организации разработанные положения соответствуют действующему законодательству, то ссылаясь на нее можно выиграть споры с проверяющими органами. Однако, если учетная политика будет противоречить законодательству, то положения ее можно считать недействительными.

Кроме того, налоговая может доначислить налоги. Поэтому организациям нужно тщательно следить за тем, какая политика у них действует в настоящее время и соответствуют ли ее положения действующим законодательным актам.

В статье подробно разберем цели учетной политики, а также какие положения в ней следует предусмотреть для того, чтобы избежать споров с налоговыми органами.

Ежегодно менять или составлять новую учетною политику не нужно. Сделать это потребуется только тогда, когда произошли изменения в законах. К примеру, Налоговый кодекс предусмотрел для компаний выбрать один из способов учета.

Составить политику заново потребуется, например, когда компания меняет способ учета. Однако утверждать учетную политику каждый раз вовсе не обязательно. Для этого можно внести нужные изменения, издав соответствующий приказ.

Изменения в учетную политику требуется вносить только в том случае, если они касаются тех способов учета, которые применяет организация. Например, организация не создает резервов в налоговом учете. Тогда даже при появлении новых правил по их созданию прописывать это в учетной политике не нужно (

Следует помнить, что оштрафовать на не внесение изменений в учетную политику не могут. Главное, чтобы учет в организации осуществлялся по новым правилам.

Для того, чтобы внести изменения в политику, действовать нужно следующим образом:

  • Первоначально готовят текст, содержащий изменения и их обоснование;
  • Определяют дату вступления изменений в силу;
  • Проверяют не нарушается ли время применения отдельных методов;
  • Подготовленные изменения утверждают приказом руководителя.

Обязанность по ведению бухучета существует у каждой организации, независимо от того, является ли она малым бизнесом. Однако, операции компании вправе отражать разными способами.

Такие способы, применительно к своей организации и нужно закрепить в учетной политике, а значит составлять такой документ нужно абсолютно всем компаниям.

Штраф за то, что в организации нет учетной политики составляет 200 рублей. Но, налоговые органы при проверке могут произвести свой расчет расходов, так как утвержденного способа в учетной политике компании не существует.

Учетная политика и бухгалтерская программа

Некоторые компании не уделяют особого внимания учетной политике и используют разработанные шаблоны ежегодно. Кроме того, изменения в законодательстве такие организации также не вносят.

Настроенная бухгалтерская программа по такой учетной политике будет формировать операции по устаревшим алгоритмам. Распространена также и такая ситуация, когда в политику изменения внесли, а в программу нет. Такая ошибка в учете является одной из самых распространенных.

Последствия по таким ошибка достаточно серьезные, компании могут грозить штрафы приличных размеров.

https://youtube.com/watch?v=Z84MsYRFYV4

Расхождения наиболее часто встречаются при проверке:

  • Прямых расходов, а именно порядок их списания;
  • Способа учета запасов;
  • Списания транспортных расходов.

Учетная политика для целей налогообложения

Для налогообложения учетная политика представляет собой способы ведения учета, которые в себя включают: первичное наблюдение, стоимостное измерение, группировку показателей текущую и итоговую.

Приказ об утверждении учетной политики составляется в произвольной форме, так как законодательно утвержденной формы нет.

Кто должен разрабатывать учетную политику тоже не имеет значения, сделать это может не только бухгалтер (причем, как главный, так и рядовой), но и руководитель (

Прямые расходы в учетной политике

Организации, оплачивающие налог на прибыль, должны закрепить в учетной политике все прямые расходы. Перечень расходов должен совпадать с тем списком, который есть в бухгалтерской программе.

Если два этих перечня совпадать не будут, то учтенные в программе расходы будут списаны как косвенные. Примером могут служить расходы на заработную плату.

Если в учетной политике сказано, что вся зарплаты относится к прямым расходам, а в программе только зарплата подразделения, то разница будет списана в косвенные расходы.

Внесение изменений в учетную политику

Вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального) учреждения можно в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. К таким случаям относятся (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 12 Стандарта «Учетная политика»):

  • изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет;

  • разработка или выбор учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;

  • существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Учетная политика меняется с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной ее изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года согласовывается с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

Стандарт «Учетная политика» предусматривает ретроспективный и перспективный способы применения изменений в учетной политике.

Перспективный способ

Ретроспективный способ

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы она применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (предшествующие годы).

Ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения (п. 19 Стандарта «Учетная политика»):

  • не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за предшествующий год;

  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (предшествующие годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

Когда ретроспективное применение измененной учетной политики невозможно, учреждение применяет перспективный способ

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом.

Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, такие последствия приводятся в бухгалтерском учете и отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики. При этом подлежат корректировке показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (входящие остатки) по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также – в случае возможности корректировки – показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (предшествующих годов) раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года.

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются записями по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором изменилась учетная политика.

И еще из полезного для бухгалтера

Как не отвечать за чужую ошибку

26 июля 2021 года в закон о бухгалтерском учете внесено дополнение о том, что все сотрудники организации обязаны соблюдать требования главного бухгалтера (или лица, ответственного за ведение бухучета) в отношении оформления и представления первичных учетных документов.

Требование об устранении выявленного нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений бухгалтер должен предъявить сотруднику в письменной форме.

В учетной политике на 2021 год бухгалтеру стоит использовать такую возможность: закрепить это условие, утвердить форму (бланк) письменного требования главного бухгалтера сотруднику, прописать порядок выставления таких требований, сроки их выполнения, ответственность и другие условия.

Все документы и сведения — в бухгалтерию!

В 2021 году, честно сказать, удивила негативная судебная практика, подтвердившая правомерность привлечения бухгалтера к ответственности за неотражение в учете первичных документов по новым объектам и операциям, о которых он даже не знал. Правда, решение Красноярского краевого суда № 7Р-116/2019 от 14 марта 2019 года касается бюджетной организации, но подстраховаться стоит каждому бухгалтеру.

Для этого в учетной политике стоит прописать — в дополнение к существующему в компании положению о документообороте — порядок извещения сотрудниками компании главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета: формы учетных документов, сроки их представления и ответственность.

Про закрытый перечень учетных регистров

В учетной политике целесообразно утвердить закрытый перечень учетных регистров для ведения бухгалтерского учета. Который может быть — на ваше усмотрение — лаконичным и кратким. И состоять, к примеру, из главной книги, книги продаж, книги покупок и оборотно-сальдовых ведомостей по счетам учета (перечислить их).

Это может здорово помочь не представлять массу документов по неограниченным требованиям налоговиков.

Принимая во внимание положения учетной политики, налоговики могут затребовать только те регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке. Так считает регулятор налоговой политики государства — Минфин (письмо от 11 мая 2010 года № 03-02-07/1-228)

Не стоит указывать в учетной политике ссылку только на учетную программу: 1С или другие программные комплексы. Сами понимаете, что сформировать и выгрузить из базы данных можно великое множество учетных форм и расшифровок по любым запросам проверяющих. Берегите свое время.

Новации в ПБУ

Обратите внимание на обновленные версии ПБУ 13/2000, ПБУ 16/02 и ПБУ18/02 и стандарт ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». ФСБУ 25/2018 вступает в действие с 2022 года, но, если компания примет решение применять его досрочно с 2021 года — это следует прописать в учетной политике для бухгалтерского учета

ФСБУ 25/2018 вступает в действие с 2022 года, но, если компания примет решение применять его досрочно с 2021 года — это следует прописать в учетной политике для бухгалтерского учета.

Про годовой отчет

Обратите внимание на новые формы бухгалтерской отчетности. И на приказ Минфина от 19 апреля 2021 года № 61н

В баланс добавлены строки об аудите годовой отчетности — в случае, если аудит годового отчета для компании обязателен — проставляется галочка и указываются сведения об аудиторе.

В бухгалтерском балансе и отчете о финрезультатах нельзя указывать данные в миллионах рублей, а только в тысячах рублей.

Обновленные формы бухгалтерской отчетности применяются, начиная с отчетности за 2021 год. Но компания вправе принять решение использовать их и раньше, закрепив изменения в учетной политике.

Годовую отчетность, начиная с 2021 года, не надо сдавать в Росстат. Если в учетной политике было прописано это условие, в новой редакции его надо исключить.

И еще из полезного для бухгалтера

Как не отвечать за чужую ошибку

26 июля 2021 года в закон о бухгалтерском учете внесено дополнение о том, что все сотрудники организации обязаны соблюдать требования главного бухгалтера (или лица, ответственного за ведение бухучета) в отношении оформления и представления первичных учетных документов.

Требование об устранении выявленного нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений бухгалтер должен предъявить сотруднику в письменной форме.

В учетной политике на 2021 год бухгалтеру стоит использовать такую возможность: закрепить это условие, утвердить форму (бланк) письменного требования главного бухгалтера сотруднику, прописать порядок выставления таких требований, сроки их выполнения, ответственность и другие условия.

Все документы и сведения — в бухгалтерию!

В 2021 году, честно сказать, удивила негативная судебная практика, подтвердившая правомерность привлечения бухгалтера к ответственности за неотражение в учете первичных документов по новым объектам и операциям, о которых он даже не знал. Правда, решение Красноярского краевого суда № 7Р-116/2019 от 14 марта 2019 года касается бюджетной организации, но подстраховаться стоит каждому бухгалтеру.

Для этого в учетной политике стоит прописать — в дополнение к существующему в компании положению о документообороте — порядок извещения сотрудниками компании главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета: формы учетных документов, сроки их представления и ответственность.

Про закрытый перечень учетных регистров

В учетной политике целесообразно утвердить закрытый перечень учетных регистров для ведения бухгалтерского учета. Который может быть — на ваше усмотрение — лаконичным и кратким. И состоять, к примеру, из главной книги, книги продаж, книги покупок и оборотно-сальдовых ведомостей по счетам учета (перечислить их).

Это может здорово помочь не представлять массу документов по неограниченным требованиям налоговиков.

Принимая во внимание положения учетной политики, налоговики могут затребовать только те регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке. Так считает регулятор налоговой политики государства — Минфин (письмо от 11 мая 2010 года № 03-02-07/1-228)

Не стоит указывать в учетной политике ссылку только на учетную программу: 1С или другие программные комплексы. Сами понимаете, что сформировать и выгрузить из базы данных можно великое множество учетных форм и расшифровок по любым запросам проверяющих. Берегите свое время.

Новации в ПБУ

Обратите внимание на обновленные версии ПБУ 13/2000, ПБУ 16/02 и ПБУ18/02 и стандарт ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». ФСБУ 25/2018 вступает в действие с 2022 года, но, если компания примет решение применять его досрочно с 2021 года — это следует прописать в учетной политике для бухгалтерского учета

ФСБУ 25/2018 вступает в действие с 2022 года, но, если компания примет решение применять его досрочно с 2021 года — это следует прописать в учетной политике для бухгалтерского учета.

Про годовой отчет

Обратите внимание на новые формы бухгалтерской отчетности. И на приказ Минфина от 19 апреля 2021 года № 61н

В баланс добавлены строки об аудите годовой отчетности — в случае, если аудит годового отчета для компании обязателен — проставляется галочка и указываются сведения об аудиторе.

В бухгалтерском балансе и отчете о финрезультатах нельзя указывать данные в миллионах рублей, а только в тысячах рублей.

Обновленные формы бухгалтерской отчетности применяются, начиная с отчетности за 2021 год. Но компания вправе принять решение использовать их и раньше, закрепив изменения в учетной политике.

Годовую отчетность, начиная с 2021 года, не надо сдавать в Росстат. Если в учетной политике было прописано это условие, в новой редакции его надо исключить.

Структура учетной политики

Учетная политика организации может быть общей — для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.

Учетная политика организации будет единой, включая ее обособленные подразделения, даже если они имеют отдельный баланс.

Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:

  • организационно-технический;
  • методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
  • методологический для целей налогообложения.

Важные пункты учетной политики приведены в таблице:

Организационно-технический раздел

Способ ведения учета

Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер.

Форма учета

Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная.

Рабочий план счетов

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Формы первичных учетных документов

Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении.

Право подписи первичных учетных документов

Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях.

Формы бухгалтерских регистров

Перечень и форму регистров укажите в приложении.

График документооборота

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Инвентаризация

Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций.

Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета

Промежуточная бухгалтерская отчетность

Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности.

Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров

Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО).

Доходы и расходы организации

Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев).

Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства.

Учет расчетов по налогу на прибыль

Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет.

Создание фондов и резервов

Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд.

Учет основных средств

Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации и

способ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки.

                            Методологический раздел для целей налогообложения

Источники данных для налогового учета

Определите, на основе чего ведется налоговый учет — бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике).

Метод амортизации ОС

Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации.

Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве

Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО).

Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль

Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно).

Метод признания доходов и расходов

 Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения).

Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам

Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально.

Определение перечня прямых расходов

Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ)

Доходы по длительным договорам. Как признавать доходы и расходы?

Вопрос. Как правильно принять доходы и расходы по длительным договорам при поэтапной сдаче работ и без нее:

  • в полном объеме на момент сдачи каждого из этапов работ или их надо пересчитать по окончании полного объема работ (окончание договора), а потом распределить в соответствии с полученными доходами и сдать корректировочную отчетность?
  • какие методы установить в учетной политике для распределения доходов и расходов?

Ответ. Порядки определения доходов и расходов по длительным договорам, установленные в НК РФ, значительно различаются между собой, если предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) и если разбивки на этапы договором не предусмотрены. Рассмотрим две эти ситуации.

Длительный технологический цикл — это цикл более одного налогового периода.

Для производства с длительным технологическим циклом без поэтапной сдачи работ, услуг налогоплательщик самостоятельно распределяет доход между налоговыми периодами исходя из принципа формирования расходов на выполнение работ, услуг (абз. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ).

У бухгалтеров обычно возникают два вопроса:

  1. Что понимать под формулировкой «длительный» (более одного налогового периода) технологический цикл?
  2. Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы не нарушить принципы, установленные НК РФ?

Давайте разберемся и ответим на эти вопросы.

Что же все-таки понимать под длительным технологическим циклом (договором)?

Казалось бы, длительный договор — это тот, который длится больше 12 месяцев. Однако это не так. Даже если производство осуществляется всего два месяца, его можно признать длительным

Важно — когда оно начато и когда закончено

Теперь давайте разберемся, как это правильно сделать. То есть ответим на второй вопрос:

Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы принцип распределения доходов соответствовал правилам, установленным НК РФ (п. 2 ст. 271, ст. 316, п. 1 ст. 272 НК РФ)?

Правило п. 2 ст. 271 НК РФ:

«доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам)».

Правило ст. 316 Налогового кодекса:

«доход от реализации работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения».

Правило п. 1 ст. 272 Налогового кодекса:

«расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов».

Первые два правила, установленные в отношении доходов, противоречат друг другу. В ст. 271 предлагается распределять доходы пропорционально расходам, а в ст. 316 равномерно. Как же в этом случае поступить? Ответ на этот вопрос есть в Письмах Минфина от 12.07.2016 № 03-03-06/1/40699, от 13.02.2015 № 03-07-11/6421, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17014. По мнению Минфина, при длительном производстве в целях распределения доходов можно применять любой из указанных методов:

  • равномерно; либо 
  • пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

В дополнение к этим методам Минфин России предложил еще один, по нашему мнению, экономически обоснованный метод (Письмо от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218):

пропорционально доле прямых расходов отчетного периода в общей сумме прямых расходов, предусмотренных сметой (в этом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо определить перечень прямых расходов).

Уточнение: порядок распределения доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами, установленный Налоговым кодексом, относится только к работам и услугам и не касается производства продукции, доходы при реализации которой определяются в общем порядке.

Ситуация 2. Поэтапная сдача работ

Совсем другой порядок определения доходов и расходов предусмотрен, если в договоре указана поэтапная сдача работ. В этом случае никакие доходы и расходы распределять не надо. Все доходы и расходы учитываются после окончания этапа.

Этот способ намного проще и понятнее.

Вывод: при заключении договора, который захватывает одновременно два налоговых периода, его лучше разбить на этапы. Ведь достаточно разбить договор на две части, чтобы избежать составления расчетов по распределению доходов и расходов между налоговыми (отчетными) периодами.

Какие вопросы решает учетная политика

Перечень проблем, которые затрагиваются в учетной политике, весьма обширен.

Если речь идет о бухгалтерии, то тут и рабочие планы счетов, способы учета товаров и материалов, способы распределения доходов, шаблоны первичных документов и т.д.

Учетная политика в плане налогов также разнообразна по своему содержанию. Она определяет:

  • систему и структуру налогов, оплачиваемых организацией;
  • объекты налогообложения;
  • пути признания расходов и доходов для вычисления налога на прибыль;
  • способы начисления амортизации, определения стоимости производственно-материальных активов;
  • порядок исполнения налоговых обязательств и т.п.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector