Налоговый кодекс российской федерации (часть вторая) от 05.08.2000 n 117-фз глава 25 (ред. от 02.07.2021)

Другой комментарий к Ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья содержит положения о сборщиках налогов и сборов, которые в соответствии с п. 5 ст. 9 Кодекса также являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 9 Кодекса).

Сборщиками налогов и сборов признаются уполномоченные органы и лица, которые в случаях, предусмотренных Кодексом, осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

В качестве сборщиков налогов и сборов могут выступать следующие органы и лица:

государственные органы исполнительной власти;

исполнительные органы местного самоуправления;

другие органы, должностные лица и организации, уполномоченные государственными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления.

В пункте 3 ст. 58 Кодекса установлено, что при отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов согласно комментируемой статье определяются следующими нормативными правовыми актами:

Кодексом;

иными федеральными законами;

законодательными актами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах, принятыми в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами;

нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах, принятыми в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Данная норма основана на положениях п. 4 ст. 58 Кодекса, согласно которому конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с указанной статьей применительно к каждому налогу; порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Кодексом; порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).

П.7 ст.25.5 НК РФ

Участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе:

пп.1 получать от ответственного участника указанной группы копии актов, решений, требований, актов сверки и иных документов, предоставленных ответственному участнику налоговым органом в связи с действием консолидированной группы налогоплательщиков;

пп.2 самостоятельно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом;

пп.3 добровольно исполнять обязанность ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

пп.4 присутствовать при проведении налоговых проверок, проводимых в связи с исчислением и уплатой налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков у такого участника, а также участвовать при рассмотрении материалов таких налоговых проверок.

Комментарий к Статье 25 НК РФ

В соответствии с п. 14 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 25, регулирующая статус сборщика налогов, признана утратившей силу.

Напомним, что ст. 25 НК РФ устанавливала, что прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями — сборщиками налогов и (или) сборов.

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

Отметим, что данная обязанность сборщика налогов возникает только в случае прямого указания на это Налоговым кодексом РФ. Например, в п. 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), указывается на возможность внесения денежной суммы в счет уплаты налога в кассу органа местного самоуправления.

Сборщики налогов и сборов кроме приема налогов и сборов в кассу в соответствии с п. 5 ст. 9 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) должны были осуществлять контроль за их уплатой. Однако контрольными полномочиями налоговых органов, определенными гл. 16 НК РФ, сборщики налогов и сборов не обладали.

Следует обратить внимание на положение п. 3 ст

58 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), позволяющее уплачивать налоги через кассу сельского и поселкового органа местного самоуправления при отсутствии банка и налоговым агентам, являющимся физическими лицами.

Статья 25 НК РФ фактически не работала из-за недостаточной регламентации правового статуса сборщика налогов.

Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль

В течение года бухгалтер должен начислять авансовые платежи по налогу на прибыль. Существует два способа начисления авансовых платежей.

Первый способ устанавливается для всех организаций по умолчанию и предусматривает, что отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев. Авансовые платежи делаются по окончании каждого отчетного периода. Сумма платежа по итогам первого квартала равна налогу от прибыли, полученной в первом квартале. Авансовый платеж по итогам полугодия равен налогу от прибыли, полученной за полугодие, за минусом авансового платежа за первый квартал. Величина платежа по итогам девяти месяцев равна налогу от прибыли за девять месяцев за вычетом авансовых платежей за первый квартал и полугодие.

Плюс к этому в течение каждого отчетного периода делаются ежемесячные авансовые платежи. По окончании отчетного периода бухгалтер выводит авансовый платеж по итогам этого периода (правила расчета мы привели выше), а затем сравнивает его с суммой ежемесячных платежей, сделанных в рамках данного периода. Если ежемесячные платежи в сумме оказались меньше итогового авансового платежа, компания должна доплатить разницу. Если же образовалась переплата, то бухгалтер учтет ее в будущих периодах.

Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются по следующим правилам. В первом квартале, то есть в январе, феврале и марте, бухгалтер начисляет такие же ежемесячные авансовые платежи, как в октябре, ноябре и декабре предыдущего года. Во втором квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной в первом квартале, и эту цифру делит на три. В результате получается сумма ежемесячных авансовых платежей за апрель, май и июнь. В третьем квартале бухгалтер берет налог от фактической прибыли за полугодие, вычитает авансовый платеж первого квартала, и полученную цифру делит на три. Выходит сумма ежемесячных авансовых платежей за июль, август и сентябрь. В четвертом квартале бухгалтер берет налог от прибыли, фактически полученной за девять месяцев, отнимает авансовые платежи за полугодие, и полученную величину делит на три. Это и есть авансовые платежи за октябрь, ноябрь и декабрь.

Второй способ — исходя из фактической прибыли. Данный способ компания может принять для себя добровольно. Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию не позднее 31 декабря о том, что в течение будущего года предприятие переходит на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. При этом способе отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Авансовый платеж за январь равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе. Авансовый платеж за январь-февраль равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе и феврале за минусом авансового платежа за январь. Авансовый платеж за январь-март равен налогу от прибыли, фактически полученной в январе-марте за вычетом авансовых платежей за январь и февраль. И так далее вплоть до декабря.

Организация, ранее выбравшая второй способ начисления авансовых платежей (то есть исходя из фактической прибыли), вправе отказаться от него, и с начала следующего года вернуться на первый способ. Для этого нужно подать в ИФНС соответствующее заявление не позднее 31 декабря текущего года. В случае возвращения к первому способу авансовый платеж за январь-март будет равен разности между авансовым платежом по итогам девяти месяцев и авансовым платежом по итогам полугодия предшествующего года.

Компании, чья выручка от реализации без НДС не превышала в течение четырех предыдущих кварталов в среднем 15 миллионов рублей за квартал, должна начислять только квартальные авансовые платежи. Это правило независимо от суммы выручки распространяется также на бюджетные, некоммерческие и некоторые другие организации.

Вновь созданные организации начисляют не ежемесячные, а квартальные авансовые платежи до тех пор, пока не закончится полный квартал с даты их госрегистрации. Затем бухгалтер должен посмотреть, чему равна выручка от реализации (без НДС). Если она не превышает 5 миллионов рублей в месяц  или 15 миллионов рублей в квартал, компания может продолжать начислять только квартальные авансовые платежи. В случае превышения лимита предприятие со следующего месяца переходит на ежемесячные авансовые платежи.

Общие сведения

Действующая редакция главы 25 НК РФ несколько по-новому обеспечивает регулирование учета. Сегодня все факты хозяйственной деятельности, отражаемые в отчетности, реконструируются:

  • в интересах государства – это налоговый учет;
  • для обеспечения эффективного управления хозяйственными процессами – это управленческий учет;
  • в помощь потенциальным и реальным владельцам, акционерам и пр. – это финансовый учет.

Проще говоря, каждое предприятие с 01.01.2002 г. должно вести три вида документации.

Базой для налогового учета, как следует из названия, является НК РФ. Финансовая отчетность составляется в соответствии с ПБУ и рекомендациями Минфина. Что касается управленческого учета, то порядок его ведения определяется собственниками хозяйствующего субъекта. Никто не может вмешиваться в него. Это, несомненно, большой плюс. Однако на методологию финансового и налогового учета влияют интересы разных лиц (ИФНС, банков и прочих кредитных структур и т. д.). В результате появляются противоречия.

Реализация и списание изнашиваемых объектов

В финансовом учете все результаты от выбытия амортизируемых ценностей сразу же относятся на итоги текущего периода. В налоговом учете он переносится на затраты предстоящих периодов (если возник убыток) или на текущие поступления (в случае прибыли). В ст. 323 при этом предусматривается, что величина убытка впоследствии переносится на внереализационные издержки на протяжении срока, составляющего разницу между числом месяцев полезного использования и фактической эксплуатации объекта.

В случае выбытия/списания ОС у предприятия есть возможность признать в составе внереализационных затрат, учитываемых для целей обложения, фактические издержки хозяйствующего субъекта на ликвидацию этих объектов. К ним, в числе прочего, относят расходы на разборку, демонтаж, вывоз запчастей, охрану недр и пр.

Роль прочих доходов и расходов в формировании чистой прибыли

Зачастую основная деятельность компании не приносит ей желаемой чистой прибыли. Особенно часто это происходит на первоначальном этапе становления фирмы. В этом случае большим подспорьем могут послужить полученные компанией дополнительные доходы.

Например, можно получать прибыль от участия в других компаниях или успешно вкладывать свободные денежные средства в ценные бумаги. Полученный доход будет способствовать увеличению чистой прибыли. Даже обычный договор с банком об использовании остатка денег на расчетных счетах фирмы за определенный процент позволит компании получить дополнительный доход, что обязательно скажется на показателе ее чистой прибыли.

Но если фирма использует в работе заемные средства, начисленные за пользование кредитом проценты могут значительно снизить показатель чистой прибыли — о таком влиянии факта привлечения заемных средств на чистую прибыль забывать не стоит. Сумма процентов по заемным обязательствам (даже рассчитанная по рыночной ставке) может серьезно уменьшить чистую прибыль, а в определенных случаях привести к убыткам и банкротству.

Значительное влияние на чистую прибыль оказывают разнообразные доходы и расходы, не связанные с основной деятельностью фирмы. К примеру, сдача в аренду неиспользуемых площадей или оборудования может принести неплохой дополнительный доход и положительно сказаться на показателе чистой прибыли. Чистая прибыль возрастет, если реализовать активы компании, не используемые в ее деятельности.

При этом не стоит забывать о необходимости постоянного контроля за составом и величиной прочих расходов — при их росте чистая прибыль снижается. Например, чистая прибыль может снизиться в результате чрезмерного расходования денег на благотворительность и в иных аналогичных случаях.

Как расходы на благотворительность отразить в бухучете, расскажем в этом материале.

Как найти нужный сайт налоговой инспекции

Как уже говорилось ранее, в распоряжении ФНС есть несколько интернет-ресурсов для взаимодействия с населением. Каждый из них создавался с определенной целью и для решения определенных задач. Предлагаем рассмотреть каждый ресурс в отдельности.

 lkfl.nalog.ru – старая версия для ФЛ

Этот сайт создавался одним из первых и предназначен для пользования физическими лицами. Чтобы перейти на сайт, воспользуйтесь кнопкой ниже.

С помощью личного кабинета налогоплательщика вы сможете:

  • Просматривать сведения о своем имуществе.
  • Узнать о ситуации с налоговыми и страховыми платежами.
  • Сформировать отчеты об оплате налогов, штрафов и пени.
  • Самостоятельно сформировать декларации 3-НДФЛ или 2-НДФЛ.

lkfl2.nalog.ru – новый сайт для ФЛ

В новом сайте значительно расширен перечень функций, которыми может воспользоваться любое физическое лицо. Чтобы попасть на сайт кликните по кнопке ниже.

Первое, что бросается в глаза, при переходе на новый сайт – это более понятный и удобный интерфейс. Поэтому это значительно облегчает работу с порталом и личным кабинетом.

Помимо основной ссылки на сайт, для входа в свой кабинет можно воспользоваться порталом Госуслуги или Рутокен. Также можно авторизоваться в личном кабинете налогоплательщика посредством электронной подписи. Для новой версии также было выпущено мобильное приложение, которое можно скачать на свой телефон.

lkip.nalog.ru

Этот сервис разработан специально для индивидуальных предпринимателей. Также, как и физическое лицо, вы имеете право зарегистрировать свой личный кабинет и оплачивать налоги. Для входа в личный кабинет индивидуального предпринимателя, нажмите кнопку, расположенную ниже.

Чтобы осуществить вход, помимо логина и пароля, вам также понадобится цифровая подпись. Для индивидуальных предпринимателей также доступен вход в личный кабинет налогоплательщика через сайт Госуслуги или Рутокен.

Возможности сервиса для ИП включают:

  • Актуальная информация из первых рук.
  • Письменное общение с представителями ФНС.
  • Заказ необходимых документов и выписок из дома.
  • Формирование отчетов о налогах, платежах и задолженности.
  • Электронный документооборот.
  • Возможность самостоятельно внести изменения с свои регистрационные данные.
  • Оформление документов для закрытия ИП.

lkul.nalog.ru

Если вы юридическое лицо, то попасть в личный кабинет налогоплательщика вы можете, кликнув по кнопке ниже.

Для входа в личный кабинет вам обязательно понадобится Рутокен, не ниже второй версии, а также электронная подпись

Обратите внимание на то, что программное обеспечение и ключ, должны быть совместимы с вашим компьютером. Все это необходимо для защиты вашей персональной информации

Возможности личного кабинета ЮЛ:

  • Получение по ИНН информации о контрагентах.
  • Заказ информации о деятельности вашей компании.
  • Информация по налоговым обязательствам.
  • Получение данных о задолженности, начислении пени и штрафов.
  • Использование налогового календаря.
  • Возможность оправлять в налоговую службу документы в электронном виде.
  • Первым узнавать об изменения в налогообложении.
  • Проверять свою и другие компании посредством ЕГРЮЛ.
  • Работать онлайн с бюджетом.
  • Зарегистрировать для своей компании несколько учетных записей и контролировать доступ для них.
  • Формировать необходимую налоговую документацию.
  • Пользоваться мобильным приложением.

Помесячная уплата авансов

Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:

  • исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
  • исходя из фактической прибыли.

По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.

Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.

Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.

При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.

Например, налогооблагаемый доход организации составил:

  • за январь — 90 000 рублей;
  • за февраль — 150 000 рублей;
  • за март — 120 000 рублей.

По итогам каждого месяца следует уплатить:

  • в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
  • в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
  • в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.

2.1.2. Порядок признания для целей налогообложения расходов (ст.272 НК РФ)

---------------------------------T-------------------------------¬¦           Вид доходов          ¦    Момент признания доходов   ¦+--------------------------------+-------------------------------+¦Общее положение                 ¦Расходы признаются таковыми в  ¦¦                                ¦том отчетном (налоговом)       ¦¦                                ¦периоде, к которому они        ¦¦                                ¦относятся, независимо от       ¦¦                                ¦времени фактической выплаты    ¦¦                                ¦денежных средств и (или) иной  ¦¦                                ¦формы их оплаты. При этом      ¦¦                                ¦необходимым является соблюдени妦                                ¦принципа равномерного и        ¦¦                                ¦пропорционального формирования ¦¦                                ¦доходов и расходов             ¦+--------------------------------+-------------------------------+¦1. Датой осуществления          ¦Дата передачи в производство   ¦¦материальных расходов признается¦сырья и материалов; дата       ¦¦                                ¦подписания налогоплательщиком  ¦¦                                ¦акта приемки - передачи услуг  ¦¦                                ¦(работ) - для услуг (работ)    ¦¦                                ¦производственного характера    ¦+--------------------------------+-------------------------------+¦2. Амортизация признается в     ¦Ежемесячно                     ¦¦качестве расхода                ¦                               ¦+--------------------------------+-------------------------------+¦3. Расходы на оплату труда      ¦Ежемесячно исходя из суммы     ¦¦                                ¦начисления                     ¦+--------------------------------+-------------------------------+¦4. Расходы на ремонт основных   ¦В том периоде, в котором были  ¦¦средств                         ¦фактически проведены ремонтные ¦¦                                ¦работы и подписан акт сдачи -  ¦¦                                ¦приемки работ                  ¦+--------------------------------+-------------------------------+¦5. Расходы по обязательному и   ¦В том периоде, в котором в     ¦¦добровольному страхованию       ¦соответствии с условиями       ¦¦                                ¦договора были перечислены      ¦¦                                ¦денежные средства на оплату    ¦¦                                ¦страховых (пенсионных) взносов ¦+--------------------------------+-------------------------------+¦            Для внереализационных и прочих расходов:            ¦+--------------------------------T-------------------------------+¦- в виде сумм налогов и сборов и¦Дата начисления                ¦¦иных подобных расходов          ¦                               ¦¦- в виде сумм отчислений в      ¦Дата начисления в резервы      ¦¦резервы;                        ¦                               ¦¦- в виде сумм комиссионных      ¦Дата расчетов или предъявления ¦¦сборов;                         ¦налогоплательщиком документов ⦦- на оплату сторонним           ¦соответствии с условиями       ¦¦организациям за выполненные ими ¦заключенных договоров, при     ¦¦работы (предоставленные         ¦условии совершения операции ил覦услуги);                        ¦получения услуги               ¦¦- в виде арендных (лизинговых)  ¦                               ¦¦платежей за арендуемое (принятое¦                               ¦¦в лизинг) имущество;            ¦                               ¦¦- для иных подобных расходов    ¦                               ¦¦- для расходов по купле -       ¦Дата перехода права            ¦¦продаже иностранной валюты;     ¦собственности                  ¦¦- в виде сумм выплаченных       ¦Дата перечисления денежных     ¦¦подъемных;                      ¦средств с расчетного счета     ¦¦- в виде компенсации за         ¦(выплаты из кассы)             ¦¦использование для служебных     ¦                               ¦¦поездок личных легковых         ¦                               ¦¦автомобилей и мотоциклов        ¦                               ¦¦- на командировки;              ¦Дата утверждения авансового    ¦¦- на содержание служебного      ¦отчета                         ¦¦автотранспорта;                 ¦                               ¦¦- представительских расходов;   ¦                               ¦¦- иных подобных расходов;       ¦                               ¦¦- по приобретению ценных бумаг  ¦Дата реализации или иного      ¦¦(включая их стоимость)          ¦выбытия ценных бумаг           ¦¦- в виде штрафов, пеней и (или) ¦Дата признания должником либо  ¦¦иных санкций за нарушение       ¦дата вступления в силу решения ¦¦условий договорных обязательств,¦суда <*>                       ¦¦а также сумм возмещения убытков ¦                               ¦¦или ущерба; <*>                 ¦                               ¦¦- по кредитным и иным           ¦Расход признается              ¦¦аналогичным договорам (иным     ¦осуществленным на конец        ¦¦долговым обязательствам, включая¦соответствующего отчетного     ¦¦ценные бумаги), заключенным на  ¦периода <*>                    ¦¦срок более одного отчетного     ¦                               ¦¦периода <*>                     ¦                               ¦¦- в виде суммовых разниц,       ¦Дата проведения расчетов       ¦¦возникающих при проведении      ¦                               ¦¦расчетов с использованием у.е.  ¦                               ¦L--------------------------------+--------------------------------

<4> Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного налогового периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

Расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату признания соответствующего дохода.

ОС

Несмотря на то что стоимостный критерий для основных средств отменен, и, соответственно, понятие малоценных и быстроизнашивающихся предметов из учетной практики уже исчезло, в новом плане МБП все-таки есть. Только именуются они по-другому – инвентарь и хоз. принадлежности (ИХП). Для обобщения сведений о них используется субсч. 10/9 (по сути, отменена не сама категория имущества, а его износ).

В связи с сохранением ИХП, остался и стоимостный лимит ОС. К основным средствам в настоящее время относят ценности, стоимость которых более 2 тыс. р. (ПБУ) и 10 тыс. руб. (ст. 256, п. 7 НК). Из этого следует, что у бухгалтера возникает 2 учета и, соответственно, столько же вариантов амортизации. В финансовом учете износ будет рассчитываться по одному массиву информации, а в налоговом – по другому. Амортизация, в соответствии со ст. 259, может исчисляться линейным или нелинейным способом. Это, в свою очередь, позволяет оказать существенное влияние на финансовые результаты и, следовательно, на размер налогообложения.

3.2. Изменение основных нормативов принятия затрат для целей налогообложения

   Вид расходов  
      Порядок принятия расходов для целей                     налогообложения               
Расходы на       рекламу (п.4     ст.264 НК РФ)    
В полном объеме принимаются затраты по оплате следующих видов рекламы:                      - расходы на рекламные мероприятия через      средства массовой информации (в том числе     объявления в печати, передача по радио и      телевидению) и телекоммуникационные сети;     - расходы на световую и иную наружную рекламу,включая изготовление рекламных стендов и      рекламных щитов;                              - расходы на участие в выставках, ярмарках,   экспозициях, на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных    залов, изготовление рекламных брошюр и        каталогов, содержащих информацию о работах и  услугах, на уценку товаров, полностью или     частично потерявших свои первоначальные       качества при экспонировании.                  В сумме, не превышающей 1% выручки, в         соответствии со ст.249 принимаются:           - расходы налогоплательщика на приобретение   (изготовление) призов, вручаемых победителям  розыгрышей таких призов во время проведения   массовых рекламных кампаний;                  - расходы на прочие виды рекламы,             осуществленные налогоплательщиком в течение   налогового (отчетного) периода                

А.О.Наумкина

ЗАО АК «БДО Руфаудит — Тула»

Затраты и поступления

В главе 25 НК РФ расходы четко отделены от доходов: закреплен состав и той, и другой группы. Кроме того, определено то, что не относится ни к затратам, ни к поступлениям. Такая система приводит к некоторым противоречиям с финансовыми документами, которые формируются по принципу «все потраченное – это расходы». В главе 25 НК РФ реализовано, однако, иное правило: «Все, что было потрачено целесообразно, относится к расходам». Оно отражено, в частности, в ст. 252.

Данное правило хорошо знают бухгалтеры. Определенную часть платежей можно отнести к расходам, учитываемым в целях налогообложения, если их величина входит в пределы, заданные нормами. Издержки сверх установленных норм предлагается списывать на затраты, связанные с выпуском и реализацией продукции по ПБУ. В главе 25 НК РФ, к слову сказать, отсутствуют прямые указания об источниках покрытия этих расходов. В итоге себестоимость готовых товаров и услуг в налоговом учете ниже, чем в финансовом.

Учетная политика

Глава 25 НК РФ закрепляет требование о наличии двух учетных политик для целей:

  • налогообложения;
  • управленческой и финансовой отчетностей.

Теоретически, это позволит предприятию использовать разные варианты оценки материальных ресурсов, которыми оно располагает. Между тем, поскольку цели у учетов разные, есть риск возникновения разницы в финансовых результатах.

В политике, предусмотренной для формирования финансовой отчетности, можно применять метод ФИФО. Это обеспечит повышение прибыли, выплачиваемой на дивиденды. В учетной политике, которая принята для целей налогообложения, целесообразно закрепить метод ЛИФО. Это позволит снизить размер налоговых платежей.

Необходимо учесть, что рациональность, выгода, обоснованность взаимосвязи разных учетных политик нужно сопоставлять с трудовыми ресурсами и вычислительными возможностями бухгалтерии предприятия. Не следует пренебрегать анализом вероятных последствий, к примеру, в виде недостачи денежных средств для выплаты уменьшенных налогов после перечисления повышенных дивидендов и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector